SteamOS и будущее PC-игр

Сайт Riot Pixels подкинул ссылку на обзор SteamOS. Не удержался, решил написать.

Как известно, компания Valve затеяла расширить свой сервис цифрового распространения игр Steam до полновесной платформы. Запланирован выпуск компьютеров, под названием Steam Machines, работающих под управлением основанной на линуксе системы SteamOS. Такой компьютер рассчитан на работу с большим экраном и управление геймпадом (свой собственный геймпад, предназначенный адаптировать для удобной игры с дивана даже «мышиные» игры), и в будущем должен составить конкуренцию традиционным игровым приставкам. Основной козырь Valve в борьбе с ними — обширная библиотека игр в Steam. Увы, на линуксе, а значит, и в SteamOS, доступна лишь крошечная доля этой библиотеки, состоящая в основном из игр самой Valve (и то не всех) и всякой безродной индюшатины.

Первая публичная версия SteamOS вышла сравнительно недавно, и в интернете уже можно встретить её обзоры. Тот, что по ссылке, приглянулся мне прежде всего сильным желанием автора приукрасить действительность новой игровой системы, и тем, что даже несмотря на это желание, в плюсы ей нельзя поставить ровным счётом ничего, даже сделав скидку на статус бета-версии — так, например, система работает только с видеоадаптерами производства NVIDIA. Хотя как законченная игровая платформа, SteamOS не дотягивает и до «альфы».

Трудно дать однозначную оценку шансов новой платформы, не представляя хотя бы примерные цели Valve. А чтобы прикинуть эти цели, надо понять ситуацию, которая заставила компанию пойти на такие действия.

Итак, пока многоголосая общественность упорно продолжала каждый год пророчить играм на ПК скорую смерть, Valve не теряла времени, и сделала платформу PC вновь привлекательной для разработчиков и издателей игр, попутно подмяв изрядную её часть под себя.

Тем не менее, игры на ПК на 100% оставались играми для Windows, а «Майкрософт» — компания большая, и игры её интересуют только тогда, когда приносят деньги, и немаленькие. Как только какое-то направление перестанет быть перспективным для компании, она запросто похоронит его.

Вот, например, как с уже случившимся закрытием магазина PC-игр на xbox.com и грядущим закрытием всей службы Games for Windows — LIVE, которое сделает все игры с GFWL нерабочими.

Кроме того, у «Майкрософта» есть приставки Xbox, которые интересуют компанию куда больше, чем игры на ПК, которые не приносят непосредственной прибыли. Поэтому все усилия по разработке API для игр сейчас сосредоточены на «иксбоксах», а DirectX, напротив, почти не развивается. Поищите, много ли изменений в DirectX 11.1 по сравнению с 11, а в 11.2 — по сравнению с 11.1. А ведь это — четыре года. Сколько игр используют новинки хотя бы 11.1? Если верить этому списку, то всего две, притом, я уверен, различия в них надо искать с микроскопом. Про 11.2 и говорить нечего.

Ну и напоследок, DirectX подчиняется операционной системе Windows, а не наоборот. А это значит, что если вдруг какой-нибудь компонент, необходимый существующим играм, окажется несовместимым с какой-нибудь новой моделью драйвера, то его без особой жалости выкинут, и в новой системе зависимые игры работать перестанут.

Живой пример — DirectDraw в Windows 8 и 8.1. В «Майкрософте» решили, что он больше не нужен, так как игр с его поддержкой больше не выпускают, а он ну очень сильно всем мешал. Ну прямо кушать не могли, над душой у всех ненавистный ddraw.dll висел. DirectDraw заменили программной эмуляцией. В результате, у одних игр упала частота кадров (у некоторых — до неиграбельных значений), у других — появились визуальные глюки, а третьи вообще перестали запускаться. Справедливости ради, были и четвёртые, которые до Windows 8 рисовали свою картину мира в психоделических цветах, глюк, появившийся в Windows Vista и укрепившийся в Windows 7. Им эмуляция как раз помогла, но это, скорее, был побочный эффект.

Есть ли гарантия, что в следующей Windows опять что-нибудь не поменяется, и препятствием для очень нужной новой модели чего-нибудь не станет, скажем, Direct3D 9 и старше? Конечно нет.

SteamOS может стать решением всех этих проблем, как система, разработанная для игр, людьми, заинтересованными в играх. Но если бы всё было так просто, у нас давно бы уже наступил долгожданный год десктопного линукса.

Valve может добиться ограниченного успеха в продвижении своих компьютеров в качестве конкуренции приставкам, и продавать коробку со «Стимом» точно так же, как «Сони» продаёт «Плейстейшн». При этом совершенно необязательно переводить всю обширную библиотеку игр на линукс. Достаточно хотя бы новых игр, а для этого надо будет убедить издателей, что коробочка будет продаваться не хуже, скажем, какой-нибудь Wii U. Или, скажем, обязать инди-разработчиков делать версию своих шедевров под SteamOS. О переводе старых игр на новую платформу позаботятся сами издатели, если захотят. Начинку стим-коробки можно оставить фиксированной, а поддержку других конфигураций «железа» не развивать вообще. Такой успех видится вполне возможным, но вряд ли это будет то решение проблем платформы ПК, которого ждут игроки. Фактически, это выведет на рынок конкурента для Xbox и Playstation, и почти никак не поможет тем, кто осознанно выбрал ПК как платформу для игр.

Второй вариант предполагает, что Valve каким-то образом самостоятельно заставит большую часть существующих игр работать в SteamOS, например, через такие средства, как Wine. Для стим-коробки, это, конечно, будет здорово, особенно в тех играх, где заявлена полная поддержка геймпадов. В остальных играх всё будет зависеть от того, насколько хорошо новый стим-контроллер заменяет мышь. С фиксированным железом стим-коробки можно будет добиться хорошей оптимизации работающих игр, при этом закрыв глаза на неизбежный процент неработающих — в конце концов, у конкурентов в лице других приставок, нет возможности запускать такое количество старых игр вообще.

Если же SteamOS во втором варианте доберётся до персональных компьютеров и будет конкурировать уже с Windows, мне сложно предрекать ей большие успехи. На последней версии Windows около 90% (условно) библиотеки Steam работает без всяких проблем совместимости. На SteamOS — столько, сколько заработает. После этого описанные мной проблемы с DirectDraw покажутся смешными.

Вне стим-коробки с фиксированной начинкой, Valve будет обязана заботиться о драйверах для разношёрстного железа в многообразных компьютерах миллионов (если повезёт) пользователей. Какой бардак представляют собой драйвера для видеокарт в линуксе, каждый может ознакомиться на любом тематическом форуме. Это притом, что производителей видеоускорителей всего три, и все три — крупные фирмы с мировыми именами. То же самое можно сказать и про качества самого линукса. Ведь его положение где-то на дне таблиц доли рынка операционных систем неслучайно. И если проблемы с настройкой, управлением и обновлениями системы Valve может взять на себя, подчинив всю систему пользовательской оболочке SteamOS, то что она будет делать с проблемами безопасности, оптимизации, производительности самого линукса — пока непонятно. Есть большие сомнения, что линукс, который за двадцать с лишним лет ни разу не оказался востребованным, вдруг возымеет успех благодаря стараниями одной только Valve.

Делать выводы пока ещё очень рано, но за развитием платформы буду следить. Хотя бы из любопытства.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s